Заговоры

ОТ СГЛАЗА

Записан в деревне Ваймуша, Пинежского района, Архангельской области в 1970 г. от Немирова Степана Акимовича (1890 г.р.).

Молю и прошу Михаила Архангела о рабе твоём (имя). Избави его от великих порчей, мужской и женской, от всех сорока четырёх приток, от денных и полуденных, от вечерних и полувечерних, от утренних и полуутренних, от часовой и получасовой, от минутной и полуминутной, от избяной и полуизбяной, от калиточной и полукалиточной, от ветряной и полуветряной, и от всех сорока четырёх приток, от всех порч заговорил твоими святыми молитвами и отвратил. И честь и слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Сахар, например, возьмёшь, заговоришь и дашь человеку, он наложит на боль.

Из книги «Заговоры и заклинания Пинежья» / Сост. А.И. Иванова. Карпогоры, 1998 — 68 с.

Записан И. Волковой в деревне Ваймуша, Пинежского района, Архангельской области в 1970 г. от Немирова Степана Акимовича (1890 г.р.).

Встану благословлясь, пойду перекрестясь, из избы дверями, из ворот воротами, выйду в чистое поле, в чисту Божью волю. В чистом поле, в синем море лежит щука. Эта щука не мала, не велика — сажень печатна. У этой щуки щёки булатны, глаза бисерны. Эта щука уносит с рабы Божьей (имя) все порчи, уроки, прикосы и вислокосы к старому хозяину Кокомо-Кокомоху на пяты. Которые слова переговорю, которые не договорю, которые учителя не научили, и те же слова были они крепки и емки до тридевяти. Аминь.

Из книги «Заговоры и заклинания Пинежья» / Сост. А.И. Иванова. Карпогоры, 1998 — 68 с.

ОТ УРАЗА (т.е. раны, пореза, ушиба).

Записан в 1970 г., в д.Ваймуши Пинежского р-на Архангельской обл. от Рудаковой Варвары Епифановны (1870 г.р.):

Что есть ли, пить ли ни будешь, возьмёшь ножик, чтобы острый конец был, им в кружке толкаешь и говоришь:

Как на ножике, на острие вода не щипит, не кипит, и так же у раба Божия (имя) не щипело, не болело, косья не ломило, суставов не воротило, по жилам не ходило, кожи не щекотало и живота не бурлило. Как на ножике, на острие — ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли, как ни на землю, ни на воду ничего не льнё, ничего не пристаё, так же к рабу Божью (имя) ничего не льнуло, не пристало и раба Божья век ничего не упало. Земля чиста, вода светла, и так же раб Божий (имя) был здоров и весел. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь.

Потом закрываешь кружку, чтобы дух не выходил, и пьёшь.

Из книги «Обереги и заклинания русского народа» / Тексты подгот. М. И. Песков и А. М. Песков. — М.: Преображение, 1994г. — 192 с.

ОТ РОДИМЦА (родимец — падучая; лихорадка, «когда ребёнка трясёт»).

Записан в деревне Ваймуша, Пинежского района, Архангельской области в 1970 г. от Немирова Степана Акимовича (1890 г.р., малограмотный). В своё время заговор был записан женой Немирова от старухи из другой деревни. «Родимец» Немировыми понимается как «родимое пятно».

«Сама мати носила, сама мати родила, сама родимца уговаривала. Родимца скорбного, сердцевого, желового, дремучего, трясучего, спесивого, ересливого, исподняшного, исподжильного, костлявого, ломового, сонливого. Поди прочь, родимец, от раба божья (имя…) в леса, в друмучи болота, в пенья в колодья, в горьку осину. Там тебе место. Которы слова переговорю, которы недоговорю, которы учителя не научили. И те же слова, были они крепкИ и емкИ до тридевяти».

Из книги: «Обрядовая поэзия Пинежья: Материалы фольклорных экспедиций МГУ в Пинежский район Архангельской области (1970-1972 гг.)». / Под.ред.Савушкиной Н.И. М.: Издательство Московского Университета, 1980г. — 280 с.